Понедельник, 24.02.2020, 12:14 | RSS | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
Главная | Мой профиль | РЕГИСТРАЦИЯ | Выход | Вход
Все вебинары.ру

Знания с доставкой на дом!

Все вебинары.ру - вебинары, семинары, тренинги, конференции, мастер-классы онлайн,
Всероссийские круглые столы для работников дошкольной сферы образования и не только
Лицензия на образовательную деятельность  №8754 от 28.01.2015 г.
 




   
     
 
  Зачисление на курсы профессиональной переподготовки

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Математический досуг в детском саду для самых маленьких

Л.В. Тюрина, М.В. Бородина, МБДОУ №200 г. Кемерово

    Психологи и педагоги дошкольного образования единодушны во мнении, что огромную   роль в умственном развитии ребёнка  дошкольного возраста играет математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
    Математика – один из наиболее трудных разделов программы . Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
    Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
    Математический досуг или развлечение – одна из самых любимых детьми форм совместной познавательной деятельности. Этот, такой же по времени как традиционное занятие вид деятельности, имеет свои особенности.
    Сценарий развлечения   обычно пишется по мотивам известных детям литературных произведений или мультфильмов.
    Учебный материал должен быть детям хорошо знаком и не вызывать у них особых затруднений.
     Обязательным условием является сюрпризный момент, вызывающий у детей всплеск активности.
    У воспитателя, конечно, есть цель и задачи, которые он решает в ходе развлечения, причем как учебные, так и воспитательные.
    Но для детей это проходит как увлекательная игровая программа.     Основное условие, без чего  невозможно проводит ни одно развлечение для детей – это легкая непринужденная атмосфера, которую создают для них взрослые, мобилизовав все свои актерские и педагогические ресурсы.
    Дети во время развлечения или досуга должны свободно передвигаться в том игровом пространстве, которое организовал для них педагог: от театрального уголка – к столикам, на которых разложены дидактические материалы; от столиков – к демонстрационной доске, где висит фланелеграф; от фланелеграфа – в приемную, где расположен волшебный лес Вини Пуха и т.д. Для детей движение – это естественное состояние, и «сидячие» занятия – это самая неэффективная форма работы.
    Дети должны быть на развлечении более активны, чем воспитатель: больше рассуждать, больше предлагать, больше высказываться.
    Ребенок имеет право свободно сменить вид деятельности, если он устал или просто потерял интерес. Воспитатель должен предвидеть такую возможность и заранее обдумать, как «пристроить» такого ребенка.
    Конечно, провести развлечение сложнее, чем занятие.  Для этого необходимо владеть хорошими навыками педагогического взаимодействия с детьми,  нужно очень многое  продумать и учесть, например:
- какую  предварительную работу провести, чтобы дети могли полноценно включиться в игровую деятельность на досуге (Каждому ребенку на развлечении необходимо создать «ситуацию успеха»: чтобы он все понимал, чтобы у него все получалось, чтобы  он был активным, и эта активность была положительно оценена);
- как учесть индивидуальные особенности развития (У кого-то из детей есть проблемы с развитием речи, у кого-то – математическими представлениями, кто-то любит быть «сам по себе», а кто-то – в самой гуще коллектива и т.д.);
- какой наглядный и дидактический материал использовать, чтобы он был интересен для детей;
- каких героев ввести в сценарий;
- как организовать пространство, чтобы всем было удобно и все нашли себе место;
- как «притормозить» самых шустрых и активизировать медлительных, чтобы можно было работать в одном ритме;
- какие использовать методы для активизации внимания детей и т.д.
    Педагог должен вовремя заметить признаки усталости, когда дети начинают отвлекаться, и переключиться на другой вид деятельности.
    Досуг или развлечение не могут быть жестко привязаны к сценарию, всегда должна быть возможность для импровизации.
    Но есть этапы, без которых совершенно не обойтись: организационный, когда привлекается внимание ребенка, мотивационно-побудительный, который вызывает у детей желание действовать и следовать сценарию педагога, этап практической познавательной деятельности, когда чаще всего решаются учебные и развивающие задачи и заключительный, подводящий итоги. Следует, однако, отметить, что математическое развлечение или досуг – это не занятие и не урок, поэтому проговаривать «чему дети научились»  не следует. Заключительный этап досуга или развлечения должен быть обращен к эмоциональной сфере ребенка и содержать в себе вопросы его самочувствия, его заинтересованности, его желания еще раз участвовать в совместной образовательной деятельности. А итоги можно подвести потом, в разговоре, например, друзей Вини Пуха за обеденным столом или разглядывая фотографии, сделанные на разных этапах досуга.
    Математический досуг не стоит проводить часто, ведь к нему требуется довольно большая предварительная работа, от качества которой и зависит успех развлечения: один раз в месяц – вполне оптимальный вариант.
    В соответствии с Федеральными государственными требованиями совместная деятельность педагога с детьми в детском саду должна отличаться от учебной школьной модели  и  должна строиться на принципах добровольного участия, заинтересованности, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям.
     Такая форма совместной деятельности как досуг или развлечение как нельзя более точно соответствует этим требованиям, поэтому наш опыт работы может быть полезен другим педагогам детских садов и родителям.


Сценарий математического досуга
«Возвращение  Вини Пуха»
(вторая младшая группа)

Интеграция образовательных областей:
 «Познание», «Коммуникация», «Чтение», «Здоровье»
Цель
 Развитие познавательного интереса.
Задачи
Образовательные
Закрепить счет до 5.
 Закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат).
Формировать математические представления.
Развивающие
Развивать познавательную активность.
Развивать внимание, мышление, ориентировку в пространстве.
Развивать связную речь.
Воспитательные
Воспитывать желание работать в группе сверстников, культуру общения.
Материалы
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
«Юбка  Бабы- Яги» из картона
Блоки Дьенеша
Мягкие игрушки (Вини-Пух, Пятачок, Кролик, Ослик Иа)
Муляжи овощей и фруктов
Предварительная работа
1. Просмотр  мультфильма «Вини-Пух и все-все-все»
2. Индивидуальные занятия по математическому развитию (геометрическое лото, вкладыши, домино)
4. Разгадывание загадок

Ход совместной деятельности
Стук в дверь. Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто-то стучит.
Воспитатель.
Ребята, послушайте, по-моему,  к нам кто-то стучит в дверь. Кто бы это мог быть?
    Воспитатель выглядывает за дверь, возвращается и говорит, что их гость хочет, чтобы дети разгадали загадку про него. Если разгадают, он зайдет.

Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной.
А когда придет весна
Просыпается от  сна.
                     (медведь)
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель.
Правильно, медведь. Только не простой, а сказочный. А как его зовут, вы сможете сказать, прослушав его песенку.
    Звучит песня Вини Пуха. Дети отгадывают героя – Вини Пуха
Входит  Вини  Пух, поет песенку, предлагает детям подпевать и танцевать.
     Вини Пух  предлагает детям путешествие в волшебную страну к его друзьям.  Дети вспоминают, кто друзья Вини-Пуха (Поросенок Пятачок, Братец Кролик, Ослик Иа). Но просто так туда не попасть, так как на пути могут быть трудные  препятствия, с которыми Вини-Пуху без ребят  не справиться.
Воспитатель.
 Поможем Вини Пуху попасть к друзьям в волшебный лес?
А чтобы  попасть туда, нужно закрыть глаза, представить 5 елочек  и посчитать их .
Дети.
Одна елочка, две елочки, три елочки, четыре елочки, пять,
Начинаем мы играть.
Глазки открылись,
В лесу мы очутились.
Вини   Пух.
 Ой, ребята, смотрите, мы  оказались в заколдованном лесу Бабы Яги. А вот и она сама.
На фланелеграфе появляется картинка Бабы Яги (из мультфильма про Домовенка Кузю)
Вини Пух.
Да аа, Баба Яга тут все заколдовала и сама заколдовалась. Я ничего не могу здесь узнать. А что вы здесь видите?
Дети говорят, что видят геометрические фигуры.
Вини Пух.
 Как называются эти фигуры? Какого они цвета? Сколько  фигур?
 Воспитатель  загадывает загадки про фигуры, дети разгадывают и показывают фигуры.
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо,
Кто же я такой, друзья.
                             (круг)
Он давно знаком со мной
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его
                            (квадрат)
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины
                      (треугольник)
                                                                        
    Вини - Пух хвалит детей  и просит «расколдовать фигуры». Нужно назвать предметы такой же формы.  Если ребенок отвечает правильно, воспитатель переворачивает  геометрическую фигуру и на обратной стороне нарисован этот предмет (квадрат – карта, круг – озеро, треугольник – елка).
Вини Пух.
 Теперь я знаю, как выбраться из этого леса. Вот на карте нарисовано, что нужно обогнуть озеро, дойти до елки  и идти прямо,  не сворачивая.
Воспитатель.
 Баба- Яга пропустит детей дальше в том случае, если они «починят» юбку, которую она очень любит, правильно подобрав заплатки (геометрические фигуры)
Игра «Подбери заплатки для юбки Бабы Яги» ( блоки Дьенеша)
Дети подбирают вкладыши к соответствующему отверстию. Вкладыши – геометрические фигуры, которые дети хорошо знают (круг, квадрат, треугольник) и одна не очень знакомая (овал).
Воспитатель.
Ну вот, юбку починили, можем  двигаться дальше.
Физминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки
К речке быстрой мы спустились
(шагаем на месте),
Наклонились и умылись
(наклоны вперёд, имитация умывания).
Раз, два, три, четыре
(хлопаем в ладоши).
Вот как славно освежились
(встряхиваем руками).
Вини Пух.
 Вот мы с вами и попали в волшебный лес к моим друзьям.
Кого мы здесь видим? (Кролик, Пятачок и Ослик Иа) 
Они бегут к нам навстречу. Кто бежит первый? Кто бежит за ним? А кто бежит последний? А кто бежит между Пятачком и Осликом Иа? А кто бежит перед Кроликом?
Вини Пух говорит, как он рад своим друзьям.  Он для каждого принес угощение.
Вини – Пух.
 Угостим, ребята, моих друзей? Мои друзья очень любят разные овощи.
Что любит Кролик? (Капусту)
 Ваня, посчитай и принеси для Кролика 1 вилок капусты.
Что любит  Пятачок? (Редиску)
Петя, посчитай и принеси Пятачку две редиски.
Что любит Ослик Иа? (морковку)
Маша, посчитай и принеси для Иа 3 морковки.
А я, Вини Пух, больше всего из овощей люблю огурчики.
Ира, посчитай и принеси мне 4 огурчика.
А теперь, Миша, посчитай, сколько осталось  у нас овощей?
Миша считает овощи, их всего пять:  лук, свекла, кабачок, перец и картофель
Воспитатель.
А теперь, ребята, давайте сварим из овощей вкусный овощной суп и вместе с друзьями Вини Пуха пообедаем.
    Дети перемещаются в игровой уголок,  и  деятельность продолжается как самостоятельная (с воспитателем - равноправным партнером ) сюжетно-ролевая игра.
    За «обедом» можно «вспомнить», как ребята с Вини Пухом шли в волшебный лес.

Сценарий математического развлечения
по мотивам русской народной сказки «Репка»
(вторая младшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение», «Здоровье»
Цель
Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, мышления.
Задачи
Образовательные
Развивать математические представления.
Формировать понятие о количественном и порядковом счете.
Закреплять сенсорные эталоны .
Развивающие
Развивать познавательный интерес.
Развивать произвольное внимание,  мышление, ориентировку в пространстве.
Развивать связную речь.
Воспитательные
Воспитывать желание работать в группе сверстников, культуру общения.
Материалы
Настольный плоскостной театр «Репка»
Мягкая игрушка Мышка или кукла би-ба-бо Мышка.
Муляжи овощей и фруктов
Трафареты овощей, мягкие цветные карандаши, бумага.
Предварительная работа
1. Кукольный театр «Репка».
2. Индивидуальные занятия по математическому развитию.
(«Овощное домино», «Магазин «Овощи-Фрукты», дидактическое пособие «Математика в картинках»).
3.  Индивидуальные и подгрупповые занятия  по развитию связной речи по теме: «Составление описательного рассказа по мнемотаблице».

Ход совместной деятельности
Воспитатель обращает внимание детей на театральный уголок. На столике стоят фигуры плоскостного театра «Репка».
Воспитатель.
 Посмотрите, ребята, кто-то в наше отсутствие побывал у нас  в группе, поиграл в кукольный театр «Репка». Мне кажется, что это был Незнайка. Посмотрите, как он расставил фигурки героев сказки.
    Воспитатель поощряет высказывания детей, когда они замечают, что фигурки стоят не в том порядке. Дети сами объясняют, где какой герой должен находиться, кто  был первый, кто второй, кто третий и т.д. Воспитатель подсказывает нужные слова (числительные), поощряет детей строить сложные предложения, рассуждать.
    Когда все готово, и герои стоят на своих местах, воспитатель предлагает отойти от стола и посмотреть на них со стороны. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Воспитатель обращается по имени к детям, которые не проявляют большой активности или отвлекаются.
Воспитатель.
 Паша, скажи нам пожалуйста, сколько же всего героев в этой сказке? Назови их и сосчитай (Шесть героев: Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Мурка, Мышка) Миша, кто первый начал репку тянуть? (Дед)  Кто второй? (Бабка) Кто был за бабкой? (Внучка)  Кира, а кто пришел  после внучки? (Жучка) Кто был последний? (Мышка)
    Раздается писк, воспитатель вместе с детьми ищет, откуда доносится звук  (на столе, под столом, за столом, у стола) и  «находит» мышку. Мышка «сообщает», что она из сказки «Репка». Она хочет поблагодарить детей за то, что они правильно составили сказку и научить их играть в игру, которая называется «Репка».
Игра «Репка»
Цель игры: развитие произвольного внимания.
Описание игры: воспитатель договаривается с детьми, кто из них, каких персонажей в сказке «Репка» будет представлять.( Могут быть по  одна репка, два деда, 3 бабки, 2 жучки, 3 кошки, 3 мышки и т.д.).
 Далее воспитатель-ведущий начинает рассказывать сказку, а дети, персонажи которых названы, выстраиваются в шеренгу друг за другом. Когда называется  персонаж, ребенок или дети, изображающие его,  должны присесть. Остальные дети активно помогают ведущему рассказывать сказку.
    После игры Мышка спрашивает у детей,  знают ли они, что такое «репка». Дети отвечают, что это овощ.
Мышка.
 Правильно, овощ,  и не какой-нибудь, а золотой. А золотой не только потому, что желтого цвета, а еще и потому, что очень полезный для здоровья. Раньше из репы чего только не делали: кашу варили, пекли блины и оладьи, солили, варенье варили и сырую ели. Все овощи полезны для здоровья.  А вы, ребята, знаете какие-нибудь овощи?
Воспитатель.
 Конечно,  знаем, мышка. Мы знаем много овощей.
    Воспитатель приносит и показывает мышке поднос с муляжами овощей. Дети по очереди подходят к подносу, показывают свой любимый овощ и рассказывают о нем по мнемотаблице ( название, где растет, цвет, форма, вкус, что можно приготовить).
    Овощи лежат небольшими группами . Дети считают, сколько каких овощей лежит на подносе (1 капуста, 2 огурца, 3 помидора, 4 морковки, 5 луковиц).
Мышка.
Как много овощей вы мне показали, какие вы молодцы! Только как же мне все эти овощи запомнить?
Воспитатель.
А мы для тебя сделаем «фотографии» овощей.
    Чтобы Мышка запомнила, как выглядят овощи, дети берут трафареты, обводят овощи соответствующего цвета карандашом и отдают Мышке.
    В конце занятия Мышка благодарит детей за интересно проведенное время, спрашивает, интересно ли им было с ней и возвращается в свою сказку.
    Воспитатель  расспрашивает детей о впечатлениях, настроении, о том, что им больше всего понравилось, а что нет.


Copyright MyCorp © 2020