Четверг, 19.07.2018, 04:55 | RSS | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
Главная | Мой профиль | РЕГИСТРАЦИЯ | Выход | Вход
Все вебинары.ру

Знания с доставкой на дом!

Все вебинары.ру - вебинары, семинары, тренинги, конференции, мастер-классы онлайн,
Всероссийские круглые столы для работников дошкольной сферы образования и не только
Лицензия на образовательную деятельность  №8754 от 28.01.2015 г.
 






  
 
  Зачисление на курсы профессиональной переподготовки

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей № 467
 г. Нижний Новгород
Т.В. Соловьева, заместитель заведующего по ВМР

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ БАЗИСНЫХ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Одной из актуальных проблем современности была и остается проблема экологического образования и воспитания всех слоев населения, формирования у каждого человека экологической культуры и экологического сознания, предполагающих разумное и грамотное, с биологической точки зрения, взаимодействие человека с природой.
Данную проблема нельзя обозначить как проблему новую. Вместе с тем, утилитарно-прагматический взгляд современного человека на природу привел к тому, что в настоящее время она приняла огромные масштабы.
Как отмечают исследователи (работы С.Г.Гильмияровой, И.Д.Зверева, Н.Н.Моисеева, В.В.Николиной, И.Т.Суравегиной и других ученых), в третьем тысячелетии человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой – эпоху, коэволюционного взаимодействия в системе «Человек – Природа». От экологического кризиса планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек всего лишь часть природы.
Сформировать новый взгляд на природу и систему взаимоотношений с ней возможно лишь в том случае, если задачи экологического образования и воспитания решать с первых шагов постижения человеком всех тайн и загадок природы, - то есть, с раннего детства. Ведь именно опыт первых контактов с окружающим миром природы прочно входит в нашу жизнь, жизнь уже взрослых людей, и «ведет» нас по этой жизни.
Экологическая культура, являясь неотъемлемой частью общей культуры человека, формируется посредством различных видов деятельности, которые оказывают влияние на формирование экологического сознания человека, в котором.
Обращаясь к структуре экологической культуры личности, в ней следует выделять внутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю экологическую культуру (поведение, поступки, взаимодействие).
Опираясь на выше сказанное, можно сделать вывод о том, что экологическая культура дошкольника представляет собой конгломерат экологических знаний и умений, основ экологического мышления, базовые ценностные ориентации по отношению к миру природы, которые объективно обусловливают экологически оправданное поведение детей в природном окружении.
Эффективность работы по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры, учитывая их возрастные особенности и возможности,  во многом обусловливается теми методами, приемами, формами организации экологически-ориентированной деятельности с детьми, а также особенностями организации образовательного процесса с ними.  
В системе работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников большое значение имеет практическая деятельность детей, в процессе которой они приобретают умения и знания о правильных способах практического взаимодействия с природой, т. е. приобщаются к созидательному процессу. Индивидуальные проявления дошкольников в ходе такой деятельности являются показателем степени их экологической воспитанности и экологической культуры. Одним из таких видов практической экологически-ориентированной деятельности можно рассматривать природоохранные акции.
Экологическая акция представляет собой ряд действий, предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.
Обратившись к истории вопроса, мы обнаружили разные версии происхождения акционерной природоохранной деятельности.
Одна из наиболее распространенных следующая: в сороковых годах XIX века основатель движения Джордж Стерлинг Мортон переехал со своей семьей в штат Небраска. На новом месте они увидели бескрайние прерии с одинокими деревьями, которые должны были пойти на строительство дома и дрова.
Мортон и его жена сразу же занялись посадкой деревьев и развернули кампанию по пропаганде усилий в данной области. Став секретарем территории Небраска, на заседании Управления сельского хозяйства штата в 1872 году Мортон предложил назначить день, который бы граждане штата посвящали озеленению. Идея получила широкую поддержку, и в первый День Дерева жители штата высадили около миллиона деревьев.
В 1882 году Небраска объявила День Дерева официальным праздником штата, отмечаемым 22 апреля.
В 1970 году этот праздник получил новое название - День Земли. В этот день проводится сбор средств в поддержку охраняемых природных территорий, музыканты поют песни о природе, проводятся выставки, лекции и беседы.
То есть, проведение экологических акций, как мы видим, имеет свою историю, которая насчитывает не менее 100 лет.
Проводя экологические акции в нашем детском саду, мы придерживаемся разработанного нами алгоритма их организации, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
I этап – накопительный
Цель: формирование представлений об объекте природы.
Задачи:
    Познакомить детей с объектом природы, его особенностями, вызвать интерес к нему.
    Показать детям самоценность природного объекта, его роль в природе.
    Вызвать добрые чувства по отношению к природному объекту.
     Данные задачи реализуются посредством включения детей в различные виды деятельности таких как:
    игровая деятельность;
    элементарная опытническая деятельность;
    организованная познавательная деятельность в форме наблюдений, экологических занятий, «уроков» мышления, чтения художественной литературы;
    изобразительная деятельность.
     Когда у детей сформированы достаточно полные и конкретные представления об объекте природы, когда они проникнутся к нему симпатией, перед ними обнаруживается проблема, например, «птицы зимой страдают от голода». Проблема может обнаружиться в ходе наблюдения, чтения художественной литературы, из рассказа воспитателя, из личного опыта.
II этап - проблемный
Цель: формирование позитивно-деятельностного отношения к объекту природы.
Задачи:
    Показать детям отрицательные факты влияния человека на природу и их последствия, вызвать чувства сопереживания и сострадания.
    Показать детям положительный пример или вероятный выход из создавшейся ситуации.
    Вызвать желание помочь, изменить создавшуюся ситуацию.
Проблема преподносится не как трагедия, не как неразрешимая ситуация. Воспитатель старается сразу придать мысли детей конструктивный характер.   Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, детский сад, семья. Воспитатель не дает готовых рецептов, вариантов решения проблемы, а подводит детей к самостоятельному ответу.
Так, в ходе акции «Украсим Землю цветами» воспитатель стремится подвести детей к мысли о том, что участок детского сада - это кусочек нашей планеты, что дети могут быть творцами красоты Земли. Идея кажется детям особенно ценной, когда они ощущают свое авторство, они с особым энтузиазмом берутся за ее воплощение.
III этап – этап практической деятельности
Цель: включение детей в активную практическую деятельность, направленную на решение выдвинутой проблемы.
     На данном этапе к экологической акции активно подключаются родители. Изготавливаются экологические плакаты и развешиваются по микроучастку, проводятся различные экологические рейды, изготавливаются кормушки, детские рисованные книжки, организуется сбор макулатуры и т.п.
IV этап – итоговый
Цель: подведение итогов экологической акции.
Задачи:
    Вызвать у детей эмоциональный подъем.
    Донести до сознания детей значимость их деятельности, направленной на охрану природы.
    Вызвать желание продолжать участвовать в природоохранной деятельности.
На данном этапе оформляются экологические выставки, и организуется их посещение детьми. В заключение проводится экологический праздник, где подводятся итоги акции, и проходит награждение победителей.
Разработанный нами алгоритм организации экологических акций позволяет четко проектировать нашу деятельность. Организация природоохранных акций способствует формированию у дошкольников позитивно-деятельностного отношения к природе, развитию собственного познавательного опыта, расширению перспектив развития поисково-познавательной деятельности.  Когда перед ребенком в доступной форме поставлена проблемная ситуация, когда он увлечен событиями, происходящими в детском саду, когда он по собственной инициативе решает задачу в контексте общей для детско-взрослого коллектива цели и привлекает к сотрудничеству членов своей семьи и товарищей, когда получает хотя и ожидаемый, но столь желанный продукт своей деятельности и срывает свою «долю аплодисментов» во время презентации этого продукта, тогда можно сказать, что мы действительно организовали увлекательную детскую жизнь в условиях детского сада, а ребенок выбирает для себя задачи из своей зоны ближайшего развития и восходит по лестнице достижений.


Copyright MyCorp © 2018