Четверг, 19.07.2018, 04:49 | RSS | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
Главная | Мой профиль | РЕГИСТРАЦИЯ | Выход | Вход
Все вебинары.ру

Знания с доставкой на дом!

Все вебинары.ру - вебинары, семинары, тренинги, конференции, мастер-классы онлайн,
Всероссийские круглые столы для работников дошкольной сферы образования и не только
Лицензия на образовательную деятельность  №8754 от 28.01.2015 г.
 






  
 
  Зачисление на курсы профессиональной переподготовки

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей № 467
 г. Нижний Новгород
И.Л. Таланова, инструктор по физической культуре

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВВЕДЕНИЯ В СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека уже длительное время остается одной из актуальных проблем, решаемых представителями разных областей человекознания. И это не случайно. «Здоровье до того перевешивает все остальные благо жизни, что, поистине, здоровый нищий счастливее больного короля», - писал А.Шопенгауэр. Именно здоровье, ощущение полного физиологического и психологического благополучия делает человека не только устойчивым к различным заболеваниям, но и более работоспособным, выносливым, уверенным в себе и своих силах, а значит, - и более успешным.
Вместе с тем, как свидетельствуют статистические данные, показатели здоровья современных людей значительно снижаются. При этом на фоне увеличения количества болезней, связанных с аномалиями функционирования опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, системы пищеварения и т.д., снижается возрастной порог данных недугов, наблюдается их «омолаживание».
Одной из причин данного негативного факта ученые называют гиподинамию. Так, академик Н.М.Амосов [1] именно гиподинамию называет «пороком современной цивилизации».
Гиподинамия – это снижение, ограничение двигательной активности. Как свидетельствуют исследования ученых, явление гиподинамии в настоящее время распространяется практически на все категории людей, не зависимо от их пола и возраста, профессиональной и социальной принадлежности. Связано это с технократическими изменениями, типичными для современности. Автоматизация и механизация труда, как на производстве, так и в повседневной жизни, несомненно, обеспечивающие комфорт, привели к тому, что  современный человек все  меньше использует свои двигательные возможности и способности. Доля мышечных усилий в энергетическом балансе человечества за сто лет сократилась с 94 до 1% (в настоящее время).
Вместе с тем, именно двигательная активность является одним из важнейших свойств, основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Не случайно философы акцентируют внимание на том, что именно движение обусловливает диалектическое единство живой и неживой природы.
Особое значение движения, оптимально организованная двигательная активность имеет на базовых уровнях онтогенеза. Движение – это естественное состояние ребенка, с одной стороны, обусловленное происходящими в его организме физиологическими процессами, а, с дугой, - обусловливающее успешность как развития физиологического, так и психического. Как отмечает А.А.Чеменева [2], движения на формирование личности ребенка-дошкольника оказывают следующие влияния:
•    физиологическое. В результате движений ребенок «набирает» массу тела, растет;
•    оздоровительное. Движения укрепляют растущий организм ребенка, стимулируют его защитные силы;
•    развивающее. Движения оказывают позитивное воздействие на развитие психических процессов и функций;
•    образовательное. В процессе движений ребенок осваивает и общие, и специальные знания;
•    воспитательное. Движения – это уникальное средство решения целого комплекса воспитательных задач.
Таким образом, в специально созданных, оптимальных условиях, движения становятся источников физического, интеллектуального, духовного и социального развития ребенка.
Вместе с тем, как свидетельствуют исследования, проведенные и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, в последние годы наблюдается интенсификация процесса снижения показателей как физического, так и психического здоровья детей дошкольного возраста.
Именно поэтому решение проблемы оптимизации системы работы, ориентированной на физическое развитие детей, соответствующее их возрастным потребностям, является одним из приоритетных направлений деятельности современных дошкольных образовательных учреждений. Рационализация режима двигательной активности в детских садах является, на наш взгляд, одним из важнейших гигиеническо-медицинских и одновременно социально-экономических вопросов. Особое значение данное положение приобретает в рамках организуемой работы с детьми старшего дошкольного возраста в связи с увеличением удельного веса интеллектуальной нагрузки в режиме их жизнедеятельности.
Исходя из выше сказанного, целью нашей экспериментальной деятельности явилась разработка технологии рационализации двигательной активности детей посредством введения в систему их физического воспитания спортивных игр (на примере футбола).
Мы не случайно обратились к проблематике использования нестандартных форм организации работы по физическому развитию детей. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.10.2009 г. № 655 «Об утверждении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» одной из основополагающих задач образовательной области «Физическая культура» определяется расширение и обогащение двигательного опыта детей. Несомненно, в рамках организации стандартного образовательного процесса решить данную задачу в полной мере и объеме практически невозможно. Дополнительные же занятия физической культурой (именно спортивными играми) вне дошкольного образовательного учреждения доступны не каждому ребенку. Причинами этого, на наш взгляд, являются и утрата массовости физкультурного движения (не каждая семья готова «потратить» выходной день на то, чтобы пойти с ребенком поиграть в волейбол, футбол или хоккей), и упадок «дворового спорта»,  отсутствие в достаточном количестве на придворовых территориях спортивных площадок, оснащенных всем необходимым оборудованием, да и просто невозможность для многих семей пользоваться платными услугами в сфере физического воспитания детей.
 Именно игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений, что, в первую очередь, обусловлено большим разнообразием взаимодействия различной модальности сенсорных систем. Кроме того, игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентации в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча), оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков.
Для игр с элементами спорта характерны также определенная специфика и точность двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий (разметка площадки, подбор инвентаря и пр.), что непосредственно связано с такими личностными характеристиками, как организованность, дисциплинированность, относящимися к волевой сфере ребенка.
Таким образом, осуществленный нами анализ исследований по проблеме использования спортивных игр в системе физического развития детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод об их комплексном влиянии на физическое, психическое, а также на личностное развитие детей.
Основываясь на выше изложенных теоретических положениях, нами были сформулированы задачи экспериментального исследования:
1)    Осуществить диагностическое исследование уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста к игре в элементарный футбол.
2)    Определить эффективные методы и приемы, ориентированные на формирование двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре в футбол и на этой основе разработать технологию формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.  
3)    Определить эффективность разработанной технологии.
Экспериментальное исследование проводилось в старшей группе МБДОУ детский сад № 467 Сормовского района г. Нижнего Новгорода. В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
В соответствии с поставленными задачами экспериментальное исследование осуществлялось нами в три этапа.
Первый этап – организация и проведение диагностического обследования. Методика изучения уровня физической подготовленности детей к игре в элементарный футбол включала в себя следующие задания:
1.    Ведение мяча через кегли (дистанция - 10 м).
2.    Удар по воротам (расстояние - 4 метра).
Анализ полученных результатов позволил нам сделать следующие выводы:
1.    Высокий уровень физической подготовленности нами выявлен у 24 % детей (5 человек). Данные дети легко ориентируются в пространстве, для них характерна четкая координация движений.
2.    Большинство же детей – 76 % (15 человек) имеют средний уровень физической подготовленности. Они в недостаточной степени могут ориентироваться в пространстве, координация движений не точная.
Второй этап нашей экспериментальной деятельности был непосредственно направлен на разработку технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста двигательных навыков, посредством обучения игре в футбол. Основой разработанной системы педагогических мероприятий мы выбрали (учитывая возрастную специфику детей дошкольного возраста) игровую форму проведения занятий.
Следует отметить, что сам процесс обучения игре в футбол осуществлялся нами последовательно. Первоначально основное внимание детей направлялось на овладение  техникой движений: дети осваивали сильные и точные удары по мячу как правой, так и левой ногой, у них вырабатывались координация и скорость движений. Постепенно усложнялись условия выполнения движений. Например, удар по мячу проводился в следующей последовательности: удар по неподвижному мячу, удар по мячу после его остановки, удар по мячу, движущемуся навстречу, удар при движении самих занимающихся.
После того, как дети освоили разнообразные удары по мячу, мы приступили к обучению их технике ведения мяча: сначала по прямой на бегу при постепенном увеличении скорости, затем по мере того как дети овладевали этим действием, мы перешли к обучению ведения мяча по дугам, зигзагами, с обводкой стоек – флажков и т.д. Завершающим в обучении ведению мяча стало осуществление данных действий при сопротивлении противника: сначала – в парах, оптом – по подгруппам и в команде.
В целях совершенствования навыков ведения мяча нами была разработана система игровых упражнений, подвижные игры и эстафеты с элементами футбола, и, конечно же, проведение самого футбольного «матча».
Кроме того, с детьми был проведен цикл познавательных бесед, типа: «Футбол - одна из самых популярных игр в мире», «Как избежать травматизма, играя в футбол» и пр., ориентированных на формирование, уточнение, углубление знаний детей о данном виде спорта, а также формирование интереса к нему.
Третьим этапом нашей экспериментальной деятельности  стало проведение повторной диагностики по итогам первичной апробации разработанной технологии.
Диагностика включала в себя те же задания, которые использовались нами при первичном обследовании детей.
Полученные результаты позволили констатировать положительную динамику в уровне физической подготовленности детей, о чем свидетельствует увеличение количества детей с высоким уровнем развития ориентировки в пространстве и координации движений - 43% (9 человек).
На основании полученных данных мы делаем вывод об эффективности разработанной нами технологии формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста, посредством обучения их игре в футбол и целесообразности ее дальнейшего внедрения в систему работы по физическому воспитанию детей.





Литература:
1.    Программы «Здоровье» в системе образования: Тезисы докладов первой межрегиональной научно-практической конференции (Под ред. И.М.Швец, О.С.Гладышевой)  Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 1998. – 170 с.
2.    Чеменева А.А. Проблема педагогической коммуникации взрослого и ребенка в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности /Программы «Здоровье» в системе образования: Тезисы докладов первой межрегиональной научно-практической конференции (Под ред. И.М.Швец, О.С.Гладышевой) – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 1998. – С.148-150.


Copyright MyCorp © 2018